ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину, изучающую общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета. Значит, методику музыкального воспитания школьников следует понимать как научную дисциплину, изучающую закономерности педагогического процесса воспитания школьников средствами музыкального искусства. При этом понятие «воспитание» включает в себя единство нескольких значений - образования (овладение школьниками системой музыкальных знаний, приобщение к накопленному человечеством опыту художественного усвоения мира), обучения (усвоение детьми практических музыкально-творческих умений и способов действий) и развития личности каждого ребенка (количественные и качественные изменения в музыкально-эстетической культуре школьников, а также в формировании музыкальных способностей учащихся).
Как педагогическая наука методика музыкального воспитания школьников определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерности дидактическими принципами. Назовем их:
. обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями;
* соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
* связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
. комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
* взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания;
* сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;
* постоянство требований и систематическое повторение действий;
* обусловленность общего развития личности школьника характером и способами обучения и воспитания.
Наряду с вышеуказанными закономерностями и дидактическими принципами педагогического процесса методика музыкального воспитания школьников подразумевает также закономерности:
социологические - зависимость эффективности воспитания и обучения от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также соблюдения юридических положений о правах ребенка;
коммуникативные - зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия учителя и учеников;
физиологические - зависимость результатов от анатомо-морфологического развития организма ребенка;
организационные - зависимость результатов от работоспособности учащихся, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;
психологические - зависимость результатов от интереса детей к урокам музыки, возрастных особенностей детей, степени постоянства внимания, уровня развития памяти.
Спецификой музыкального искусства определяются собственные принципы методики музыкального воспитания: единство эмоционального и сознательного, художественного и технического. Так, например, слушание музыки детьми предполагает не только получение ими эстетического наслаждения, но и приобретение историко-теоретических знаний (понимание стиля, формы, жанров), выполнение музыкально-ритмических движений -- проявление эмоционального отклика на восприятие музыки и одновременно понимание особенностей музыкального языка (метроритма, динамики, фактуры и др.)- Аналогично в пении равно важными являются выразительность исполнения и мастерство владения вокально-хоровыми навыками.
Помимо закономерностей педагогического процесса, определяемых критериями всеобщности и повторяемости, основным фондом методики музыкального воспитания школьников являются и казуальные (т.е. случайные) связи, которые подчас не могут быть предопределены и во многом зависят от конкретной ситуации, детской непосредственности.


Довольны ли Вы качеством услуг, оказываемых ГБО ДО РА "АРДШИ им. К. Х. Тлецерука"?

Да
Нет

Довольны ли Вы условиями для занятия творчеством в ГБО ДО РА "АРДШИ им. К.Х. Тлецерука"?

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код

или перейдите по ссылке ниже.

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/223370

 

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!