-->
АРДШИ им. К. Х. Тлецерука Игра на шичепшине дыгский народный танец Шичепши́н Сценка из детского спектакля

Фольклорное отделение


История возникновения и деятельности фольклорного отделения

Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. В последнее время проблема нравственно – патриотического воспитания школьников в общественном сознании остается главной.  важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях, есть национальный дух. Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает организацию такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникнуть и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становятся частью его жизни. Для решения этой важной задачи и было создано в 2010 году фольклорное отделение  АРДШИ.  У истоков открытия отделения стояли такие педагоги как:
Чесебиева Тамара Ибрагимовна
Гучев Замудин Лелович
Паштова Мадина Михайловна
Тлецери Рита Юреслановна
Чамокова Наима Давлетбиевна
Унарокова  Шамсет Шабановна
Первоначально отделение насчитывало  20 учеников. Сегодня это сложившийся профессиональный коллектив педагогов и  50 учащихся. В это году фольклорное отделение провело набор на обучение уже в  5 раз. Ежегодно в 1 класс  отделения поступает и  обучается около 10 учащихся в возрасте от 6 до 9 лет. Работу с ними ведут педагоги, досконально знающие и любящие народную музыку, которые считают своей главной задачей - передачу накопленного опыта  традиционного исполнительского исполнительского мастерства.
Обучение ведется по учебному плану для фольклорного отделения школы искусств. За время учебы воспитанники овладевают: основами адыгского народного песнопения и устно-речевой традиции, адыгскими музыкальными инструментами,  сольфеджио, основами адыгского этикета, адыгскими праздниками и обрядами, адыгским народным танцем.
Курс основ адыгского народного песнопения  рассчитан на приобретение навыков слушания народной песни и инструментальной музыки, сольного и группового исполнения, максимально приближенного к традиционно-народному стилю.
Конечной целью курса является овладение основным фольклорным репертуаром в традиционной певческой манере, освоение национально-культурного и обрядового контекста народной песни, выработка и развитие игровых и импровизационных навыков.
На уроках адыгской детской устно-речевой традиции, который преподает  молодой педагог Шхабацева Марина Аскарбиевна, учащиеся приобщаются к истокам адыгской народной культуры, формированию представления о ее характере и специфике, развитию устно-речевых навыков и этикетных норм.
В процессе обучения предполагается решение следующих задач:
•         Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения традиционного адыгского народного искусства.
•         Развитие фантазии, творческих способностей учащихся и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
•         Воспитание   детей   в   лучших   канонах   национальной культуры, освоение опыта адыгских традиций.
•         Обогащение   словаря,   развитие   лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
•         Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.
Программа прикладного творчества (изготовление циновки)  ставит перед педагогом следующие учебно-воспитательные задачи:
•        планомерное и систематическое изучение традиционного адыгского  народного искусства;
•        более раннее приобщение детей к культурному достоянию своего народа;
•        воспитание уважения и бережного отношения к своей древней культуре, сохранение и преумножение знаний о традициях народного творчества;
•        обучение понимания художественного языка традиционного народного искусства плетения циновки;
•        познание истории ремесла;
•        обучение   практическому   овладению   секретами искусства плетения
адыгской    циновки   на   основе   изучения традиционной  технологии;
    •         приобщение учащихся к художественно-краеведческой работе;
•         обучению  умению  плетения  орнаментальных  циновок по образцу;
•         обучение самостоятельному творческому созданию оригинальных орнаментальных композиций;
•  Обучение учащихся всему терминологическому аппарату на адыгском   языке   художественно-технологического процесса плетения циновок.
учебный процесс учащихся выстроен таким образом, чтобы системное включение материала традиционной отечественной культуры расширяло возможности индивидуального развития ребенка, воспитывало интеллектуальный и эстетический, нравственный потенциалы.
За время своего существования учащиеся и преподаватели фольклорного отделения  принимали участие в различных выставках, конкурсах, фестивалях, съемках  программы для Адыг-ТВ, в  презентации документального фильма "Черкесия" французского кинодокументалиста Винсента Муна.
Коллектив является ежегодным участником многих  праздничных мероприятий Республики Адыгея.  Например, учащиеся фольклорного отделения стали традиционными участниками празднования "Дня адыгейского языка и письменности", который был утвержден в 2000 году Указом Президента Республики в ознаменование даты выхода в свет «букваря черкесского языка» Умара Берсея. Автор букваря мечтал, чтобы каждый представитель его народа умел читать и писать на родном языке. И учащиеся фольклорного отделения помогают поддерживать  возрастающий интерес к изучению адыгейского языка, ставшего наряду с русским, государственным языком.
В 2013-2014 учебном году преподаватели фольклорного отделения организовали и провели на базе АРДШИ имени К.Х. Тлецерука  Межрегиональный семинар «Перспективы развития фольклорного отделения в образовательных учреждениях в сфере культуры и искусства». Были приглашены: Министр культуры Республики Адыгея - Мухамед Хаджибечирович Кулов, доктор исторических наук, Заслуженный деятель искусств республики Адыгея, председатель союза композиторов – Байзет Схатбиевич Кагазежев, доктор филологических наук  - Раиса Батмирзовна Унарокова, доктор искусствоведения Алла Николаевна Соколова, директора школ искусств.  А во время информационно - демонстрационного выступления Замудина Леловича  Гучева -  Члена Союза художников СССР, Заслуженного художника РА, преподавателя фольклорного отделения АРДШИ имени К.Х. Тлецерука, гости  семинара ознакомились с методикой обучения игре на традиционном двухструнном шичепшине, с учебными предметами и проведением практических занятий на фольклорном отделении.  Тамара Ибрагимовна Чесебиева - заведующая фольклорным отделением, провела мастер-класс для педагогов  сельских музыкальных школ Республики Адыгея по предмету "Традиционное песнопение адыгов".
 На V Международном фестивале сказителей "Эпосы мира на земле потомков Джангара" , который проходил в г. Элиста ив марте 2014 года, в фойе Государственной филармонии Республики Адыгея, во время празднования Дня работника культуры, преподаватели и учащиеся фольклорного отделения АРДШИ  продемонстрировали традиционное исполнение народных песен и владение национальными инструментами.
Коллектив преподавателей фольклорного отделения ведет активную просветительскую деятельность среди школьников и преподавателей ДШИ и ДМШ Республики Адыгея. Так например, только за 2013-2014 годы педагогом по классу традиционного двухструнного шычепщына - Замудином Леловичем Гучевым были разработаны следующие методические материалы:
-Учебно-методическое пособие "Учимся играть на шычепщыне";
- Видеокурс "Учимся играть на шычепщыне";
- Учебно-методическое пособие "Изготовление  шычепщына";
- Материалы для книги "Шычепщын - древняя скрипка адыгов".
Таким образом,  преподаватели фольклорного отделения АРДШИ имени К.Х. Тлецерука освоение учащимися фольклора базируют  на комплексном изучении, с привлечением достижений смежных наук, накопленным  собственным  опытом и суммарным знанием предыдущих поколений.
Воспитывают уважительное и бережное отношение к фольклору как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы.
Дают учащимся знания и представления о многообразии музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте.


ПОЛОЖЕНИЕ Республиканского конкурса юных пианистов

ПОЛОЖЕНИЕ Республиканского конкурса юных исполнителей на струнно-смычковых инструментах

ПОЛОЖЕНИЕ о Республиканском конкурсе юных художников «Память поколений»

ПОЛОЖЕНИЕ о II Республиканском конкурсе «Лучшая детская школа искусств - 2017»

ПОЛОЖЕНИЕ О V Республиканском конкурсе «Лучший преподаватель детской школы искусств – 2017»

ПОЛОЖЕНИЕ Республиканского конкурса и выставки детского и юношеского изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Связь времен»

ПОЛОЖЕНИЕ VII Открытого Республиканского конкурса юных исполнителей на духовых и ударных инструментах.

ПОЛОЖЕНИЕ о VII Республиканском конкурсе вокалистов «CANTABILE»

VII Республиканского конкурса-фестиваля хореографических коллективов учащихся детских школ искусств

Страницы: 1 | 2

Поиск по сайтам: