АРДШИ им. К. Х. Тлецерука Игра на шичепшине дыгский народный танец Шичепши́н Сценка из детского спектакля

СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Перед современным художественным образованием стоят следующие задачи:
-формирование  у учащихся художественно-образного познания мира и воспитание чувства единства с ним (целостное миропонимание),
воспитание бескорыстного отношения к миру,
 формирование культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления,
гуманистическое воспитание и духовно-нравственное развитие,
усвоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего,
формирование творческой активности, интеграция личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.
 В школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры, что выражается в подготовке ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, в развитии адекватного музыкального восприятия, нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опыта музыкально-творческой деятельности.
Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретение ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.
Работа педагогов в школе ориентирована на решение следующих  задач:
• увлечь  ребенка музыкой;
• привить интерес и любовь к ней;
• научить ценить ее красоту;
• развить эмоциональную сферу учащихся;
• вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;
• развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки;
• научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;
• заложить основы творческих музыкальных способностей,  практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;
• развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами; побудить к музыкальному самообразованию.

Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке является непосредственно музыкальный материал.  Это знакомство с:
• образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки,
с ведущими музыкантами -- солистами и музыкальными коллективами;
• различными музыкальными жанрами, формами и стилями;
• выразительными средствами, используемыми при создании музыкального образа;
• музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.

Музыкальное обучение предполагает определенные этапы формирования основных умений:
1) объяснение учителем нового материала и накопление учащимися музыкально-слухового опыта;
2) введение в знание на основе восприятия музыки и применение знания по образцу;
3) самостоятельное ориентирование учащихся в музыке с позиции изучаемой темы, самостоятельное применение знания.

Музыкальные навыки находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки: вокально-хоровые навыки (дыхание, звукообразование, дикция, ансамбль, строй, мягкая атака звука, высокая позиция, округленное «полетное» звучание гласных и т.д.), музыкально-ритмические и музыкально-игровые навыки игры.
В содержании музыкального образования представлены:
• различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народная музыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов;
• познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки, что способствует глубокому прочувствованию и осмыслению музыки, развивается умение слышать музыку, формируются интонационно-образное мышление, воображение и фантазия детей;
• изучение основных средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, ритм, динамика, регистр, гармония и т.д.), которые помогают школьникам осознать, постичь процесс создания музыкального образа определенным сочетанием выразительных средств музыки и формируют их эмоционально-образное и осознанное восприятие музыки, музыкальных форм и жанров;
• деятельностное усвоение музыкального искусства через овладение навыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения и импровизации, пластического интонирования музыки и музыкального движения.
В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, до ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.

В начальной школе закладываются основы музыкального образования, которое понимается и как процесс, и как результат знакомства детей с образцами музыки, овладения опорными знаниями о музыкальном искусстве.
Происходит знакомство с детскими песнями и инструментальными сочинениями на близкую детям тематику, которые музыкальными средствами рассказывают о явлениях окружающей жизни: о доме и школе, детских играх и танцах, о природе и сказке. Предлагаемые произведения способствуют переживанию детьми различных настроений, показывают, что музыка очень нужна каждому человеку в жизни. На следующем этапе делается акцент на ознакомление с музыкой, выражающей чувства и мысли человека, и с музыкой изобразительного характера.
Программа средних и старших классов знакомит детей с малыми и крупными музыкальными формами, с жанрами симфонической, оперной и балетной музыки, вводится тема «Русская народная музыка и ее использование в творчестве композиторов».
Система учебных тем обобщающего характера обеспечивает необходимую базу для музыкального самообразования и самовоспитания. Учащиеся знакомятся с разнообразием жанров народной музыкальной культуры, а также с творчеством русских композиторов -  М. И. Глинки, А. П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, получают представление о классической русской национальной музыке, о венской классической школе, о творчестве композиторов-романтиков; об индивидуальном стиле некоторых композиторов-классиков; об особенностях исполнительских стилей; о музыке современных отечественных композиторов.


Ссылка на портал "Культура .РФ"

Поиск по сайтам: